В 2025 году Иркутская область начнет подготовку к возведению международного аэропорта «Иркутск-Новый» на площадке «Ключевая», а также к ремонту аэропорта в Киренске. Об этом сообщила пресс-служба регионального правительства со ссылкой на губернатора Игоря Кобзева.
Крупный инфраструктурный проект
Планируется, что новый аэропорт построят за пределами Иркутска в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» (нацпроект «Эффективная транспортная система»). Губернатор обсудил подготовку к стройке с первым замминистра транспорта РФ Валентином Ивановым и главой Росавиации Дмитрием Ядровым на встрече в Москве.
«В этом году начнется разработка предпроектной документации, которая позволит определить стоимость строительства и детали будущего аэропорта», — отметил Кобзев. После переговоров он поручил региональному Минтрансу провести совещание в Иркутске для дальнейшей проработки вопроса.
Реконструкция аэропортов Киренска и Усть-Кута
Также на встрече обсудили:
- Ремонт аэропорта Киренска — планируется восстановить водозащитные сооружения, чтобы предотвратить подтопление взлетно-посадочной полосы. Сейчас объект принадлежит ФГУП «Киренское авиационное предприятие», которое проходит процедуру банкротства, а оператором является ООО «Аэропорт Киренск» (входит в холдинг «Истлэнд» экс-губернатора Сергея Ерощенко).
- Капремонт ВПП аэропорта Усть-Кута — проектную документацию уже разрабатывают, работы начнутся после одобрения Главгосэкспертизы. Финансирование поступит из Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта.
В обсуждении участвовали Андрей Мартиросов (гендиректор «ЮТэйр», владеющей аэропортом Усть-Кута) и Яков Гинзбург (топ-менеджер «Иркутской нефтяной компании», которая использует аэропорт для доставки персонала на месторождения).
Рост пассажиропотока
По данным Минтранса РФ, в 2024 году аэропорты Иркутска, Киренска и Усть-Кута обслужили более 4 млн пассажиров — на 5% больше, чем годом ранее.
Новый аэропорт: сроки и детали
Проектирование «Иркутск-Нового» начнется в 2027 году. Площадка «Ключевая» расположена в Ангарском округе и частично в Шелеховском районе. Финансирование будет вестись за счет федерального бюджета и инвесторов.
Иркутский авиазавод (филиал ПАО «Яковлев») согласился перенести зону испытательных полетов, которая пересекалась бы с зоной работы нового аэропорта.
Почему это важно?
Перенос аэропорта из центра Иркутска обсуждается более 30 лет. Острая необходимость возникла после катастрофы 2006 года, когда самолет S7 при посадке выкатился с ВПП и врезался в гаражи.
Сейчас Международный аэропорт Иркутск (собственник — правительство области) имеет два терминала и ВПП длиной 3,5 км. Здесь базируются авиакомпании «ИрАэро» и «Ангара». В 2024 году пассажиропоток составил 3,957 млн человек (+4,5% к 2023 году).