Отказ ряда стран Запада от части российских энергоресурсов и сотрудничества с Москвой стал ударом по миллионам европейцев, одновременно открыв для России «новые окна возможностей».

Как сообщает ТАСС, об этом заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктики.

При этом санкции не должны повлиять на реализацию российских планов в Арктике: напротив, работы необходимо ускорить, а активную стройку на объектах Северного широтного хода — начать уже в этом году, подчеркнул глава государства. Он также предложил подумать об определении единого оператора северного завоза и ведомства, которое будет координировать этот процесс в целом.

Отказ ряда западных государств от сотрудничества с Россией уже ударил по миллионам европейцев и спровоцировал энергетический кризис, который отражается и на США: «Везде растут цены, инфляция зашкаливает, для этих стран она носит беспрецедентный характер».

Москва также сталкивается с проблемами, но одновременно для нее открываются «новые окна возможностей»: «Что касается российской нефти, газа, угля, мы сможем увеличить их потребление на внутреннем рынке, стимулировать глубокую переработку сырья, а также нарастить поставки энергоресурсов в другие регионы мира — туда, где они действительно нужны».

Реализацию планов в Арктике нельзя из-за санкций «сдвигать вправо»: «На попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам».

Кроме того, сейчас важны создание современной инфраструктуры на Северном морском пути, реализация «амбициозных в хорошем смысле этого слова» планов строительства судов, импортозамещение и локализация производства оборудования для арктических портов, судов и навигации.

При этом Москва готова сотрудничать в регионе с заинтересованными партнерами в рамках текущих и будущих программ: «Рассматриваем Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества».

Активные строительные работы на объектах Северного широтного хода необходимо начать уже в 2022 году (в конце марта вице-премьер Марат Хуснуллин предлагал отложить реализацию проекта на Ямале на год): «Я обращаю внимание правительства, РЖД, «Газпрома», других компаний, задействованных в проекте, — это прямое поручение, прошу вас так к этому и относиться».

Запуск новой магистрали позволит разгрузить Транссиб и БАМ: «И это принципиально важно с учетом переориентации на восток наших основных экспортных ресурсов».

Из-за санкций против России возникают сложности со снабжением Крайнего Севера, и «всем ответственным ведомствам, задействованным в Арктике, надо грамотно и быстро переналадить работу», чтобы бесперебойно обеспечивать регион продовольствием, медикаментами, топливом, стройматериалами и оборудованием.

Предстоящий северный завоз должен пройти «четко и организованно, по графику, без сбоев», задействованным в нем судам следует предоставлять приоритетный выход из портов, а также активнее использовать воздушный транспорт. Можно подумать об определении единого оператора доставки грузов северного завоза морем и «в целом четко обозначить координатора северного завоза, которым может стать одно из ведомств».

Многие инвестиционные проекты в Арктике нуждаются в корректировке и дополнительной поддержке, а также «в гибких, нестандартных решениях» относительно как финансирования, так и технологий.

При этом должен быть продолжен целый ряд ключевых программ, таких как ликвидация накопленного экономического ущерба и развитие мониторинга вечной мерзлоты. «Без волокиты» нужно завершить испытания уникального судна «Северный полюс», чтобы оно, как и планировалось, осенью 2022 года отправилось в первую экспедицию: «Мировое научное сообщество, безусловно, заинтересовано в том, чтобы оно появилось и начало работу».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ