Пока серверные решения, платформы баз данных и другие импортные продукты в большинстве случаев работают, но ясно, что рис­ки отказа в гарантийном сопровождении и поддержке уже приобретенных иностранных лицензий достаточно высоки.

О том, как организован переход на отечественное ПО в индустрии, «РГ» рассказал заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак.

Василий Викторович, насколько критичны вопросы замены зарубежного инженерного программного обеспечения для основных отраслей индустрии?

Василий Шпак: Учитывая ограничительные меры, введенные в отношении Российской Федерации в 2022 году, и остановку проектов некоторых иностранных производителей промышленного программного обеспечения (SAP, Oracle, Siemens и др.) на российском рынке, ускоренный переход нашей промышленности на отечественное программное обеспечение — это, конечно, одна из важнейших задач. При этом сейчас многие российские ИT-специалисты освободились от работы в иностранных компаниях, покинувших российский рынок. Появилось большое количество профильных экспертов, которых целесообразно привлечь в освободившиеся ниши. Минпромторг России создает сегодня Модульную мультисервисную промышленную платформу (ММПП) именно как среду для продвижения российского промышленного программного обеспечения в контуре Цифровой экосистемы производительности труда (ЦЭПТ).

Может ли этот переход вызвать замедление темпов работы ведущих отраслей?

Василий Шпак: Это вызовет не замедление, а — напротив — ускорение импортозамещения в программном обеспечении. Мы и до этого реализовывали такие планы, и сейчас будем делать это только активнее. Мы намерены способствовать внедрению оте­чественных программных инструментов для повышения производительности и эффективности предприятий, сокращения производственных и логистических издержек. ММПП выступит как единая точка входа для внедрения отечественного ПО с независимой поддержкой и экспертизой.

По какому алгоритму импортное ПО на российских предприятиях будет заменяться на отечественное?

Василий Шпак: Методики этой работы разрабатываются в постоянном контакте с экспертами и представителями предприятий в рамках экспертного совета ММПП, специальной рабочей группы в АНО «Цифровая экономика». Процесс перехода состоит из нескольких ключевых этапов. На первом этапе предприятие получает доступ к внутренним сервисам платформы, связанным с самооценкой уровня цифровой зрелости, аудитом внутренних процессов. Далее с помощью витрины сервисов и типовых решений экспертами ММПП осуществляется подбор необходимых цифровых продуктов, применимых конкретным предприятием, исходя из его показателей. При этом экспертами используются лучшие методики создания и развития эффективных производств, а также рекомендательные системы, работа которых базируется на данных о компании. И, наконец, завершающим этапом работы станет переход на новые модели тиражирования ПО, включая облачный доступ к продуктам и услугам на их основе, а также предиктивный расчет мер государственной поддержки, необходимых для реализации конкретного проекта. Для ИТ-сообщества будет доступна среда совместной работы команд, с помощью которой появится возможность отвечать на требования рынка по качественным характеристикам российского инженерного и промышленного ПО.

Что нужно сделать предприятию, чтобы воспользоваться этими возможностями?

Василий Шпак: Первым шагом должна быть регистрация на портале «Эффективность.рф». На нем будут появляться ключевые сервисы ММПП уже весной и летом этого года, полностью платформа заработает до конца года. Рекомендуем также подумать о вступлении в число участников Национального проекта «Производительность труда» — это откроет путь к дополнительным услугам и сервисам.

В нашей стране есть собственные высококачественные программы. Какие меры принимаются для того, чтобы расширить экспорт российского ПО?

Василий Шпак: Между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ заключено двустороннее соглашение о пополнении российских торгпредств специалистами в сфере цифровых технологий и создании службы цифровых атташе. Главной задачей этой службы будет продвижение российских ИТ-продуктов за рубежом. Коллеги будут вести комплексную работу по продвижению, оказывать консультационную, информационно-аналитическую, юридическую и организационную поддержку российским ИТ-компаниям. В этом году цифровые атташе начнут работу в 16 странах: Аргентине, Вьетнаме, Марокко, Египте, Индии, Иране, Казахстане, на Кубе, в Малайзии, ОАЭ, Пакистане, Таиланде, Турции, Узбекистане, ЮАР и Китае. Этот список не окончательный, он может быть расширен.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ