Renault может продать принадлежащие ей 67,6% в АвтоВАЗе «за рубль» подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ, а свой завод в Москве — столичному правительству.

Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на министра промышленности Дениса Мантурова, компания получит опцион на выкуп своей доли через несколько лет. При этом, по данным «Ъ», французский автоконцерн обсуждал денежную сделку, а российские чиновники требовали от них права на новые модели — линейка АвтоВАЗа должна была активно обновляться с помощью платформы Renault CMF-B уже с конца 2022 года, а также лицензию на их выпуск.

Renault может передать свою долю в АвтоВАЗе подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ, рассказал глава министерства Денис Мантуров. Французская компания владеет 67,6% в «Лада авто холдинг», остальное — у «Ростеха», в отношении которого введены санкции, в том числе и ЕС.

По словам господина Мантурова, речь идет об «условно сделке за рубль»: «Но с опционом на пять или шесть лет — срок, в течение которого они могут принять решение по выкупу акций обратно. А если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких «подарков» здесь не будет». Новое руководство АвтоВАЗа будут назначать «НАМИ совместно с «Ростехом»», добавил министр. Отметим, что именно после прихода новых акционеров в виде Renault—Nissan (Nissan вышел из альянса в 2017 году) началось финансовое оздоровление АвтоВАЗа.

Юрлицо, владеющее АвтоВАЗом, было переведено в российскую юрисдикцию только в конце 2021 года, хотя о том, что нидерландское СП Alliance Rostec Auto B. V. может быть перерегистрировано в РФ, глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил еще в 2014 году. Он уточнял, что такое «пожелание» исходит от «Ростеха», а офшор был зарегистрирован в Голландии «по просьбе» Renault—Nissan и «не управлял финансовыми потоками», выполняя «чисто административную» функцию. В 2018 году юристы говорили «Ъ», что перерегистрация СП может производиться по требованию правительства в связи с постоянным снижением доли «Ростеха» в капитале Alliance Rostec Auto и, следовательно, снижением того уровня влияния, которое государство может оказывать на процесс принятия решений, касающихся судьбы АвтоВАЗа.

Денис Мантуров отметил, что Renault обсуждает уход «из-за дефицита средств на поддержание работоспособности или деятельности своих подразделений в России». На этом фоне компания «принимает решение передать акции АвтоВАЗа и «Автофрамоса» (московский завод «Рено Россия».— “Ъ”)».

При этом «Автофрамос» может быть передан «Москве как субъекту». Денис Мантуров также указал, что на заводе Renault «будут выпускаться другие автомобили».

Отметим, что ограниченность cash-flow в условиях, когда заводы простаивают из-за невозможности поставить компоненты, а также ограничений на инвестиции в РФ — ключевая проблема для всех автоконцернов. Источники «Ъ» отмечают, что постепенно многие игроки могут уйти по тем же причинам по цепной реакции.

Собеседники «Ъ» на авторынке говорят, что с Renault обсуждали и сделку на других условиях, где предполагалась именно продажа активов. При этом один из них знает, что российские власти потребовали от Renault права на новые модели и лицензию на их выпуск на несколько лет. Это реалистично только при возможности наладить какие-то поставки компонентов из Румынии, уточняют собеседники «Ъ».

Напомним, что уже в конце 2022 года должна была быть представлена новая модель Lada на платформе CMF-B альянса Renault—Nissan. Сейчас CMF-B уже применяется для новых моделей Logan и Sandero другого бюджетного бренда Renault — румынского Dacia.

В Тольятти выпускаются только две модели на собственных платформах — Granta (СКП Kalina) и Niva (СКП), а также Largus и Xray (линия B0) на базе румынской Dacia. На заводе в Ижевске производится Lada Vesta, созданная на собственной платформе, но и у нее есть синергия с Renault. Конвейеры заводов простаивали практически весь апрель (переносился корпоративный отпуск), чтобы накопить склад комплектующих, и теперь заработали на этой неделе.

Завод Renault в Москве был в простое с 28 февраля, но запустился с 21 марта на три дня, что вызвало широкий резонанс. После остановки конвейера 23 марта французская компания указала на свое участие в АвтоВАЗе, впервые заявив, что группа оценивает «все доступные варианты с учетом сегодняшней ситуации», действуя ответственно по отношению к 45 тыс. сотрудников. 22 апреля финансовый директор французского автоконцерна Тьерри Пьетон в ходе конференции с инвесторами сообщил: «23 марта мы анонсировали решение приостановить наш бизнес в России и оценить возможности относительно нашей доли в АвтоВАЗе. Переговоры продолжаются, и есть прогресс».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ