Радиолокационную зону контроля за полетами беспилотных летательных аппаратов, передвигающихся на низких высотах, расширяет над регионами России Концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Как пояснил в интервью РИА Новости заместитель генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Дмитрий Савицкий, соответствующее радиолокационное поле поможет пресекать несанкционированные полеты и обеспечит безопасность. На сегодняшний день, отметил он, зона контроля существенно расширилась по сравнению с существовавшей до начала специальной военной операции, и продолжает укрупняться, особенно по тем направлениям, где сохраняются угрозы.
По словам Савицкого, «Алмаз-Антей» создал многопозиционную систему наблюдения за дронами, которая объединяет радиотехнические средства наблюдения и контроля воздушного пространства и общий сервер для определения координат и анализа обнаруженных БПЛА. Сейчас такое радиолокационное поле уже действует вокруг Москвы, позволяя своевременно обнаруживать и уничтожать несущие угрозу беспилотники.
Представитель холдинга отметил, что новая система создает единое информационное поле в воздушном пространстве для малых высот, которые используются беспилотниками, вертолетами и самолетами малой авиации. С помощью этого обеспечивается контроль передвижения летательных аппаратов — они следуют именно по тем маршрутам, которые им предписаны.
Стоит отметить, что ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов и руководитель Концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков уже направляли в правительство и в Минтранс письма с предложением развернуть на территории Российской Федерации их совместный проект по мониторингу и обнаружению дронов. Среди целей проекта указывалось создание системы, которая позволит контролировать и упорядочить полеты БПЛА, а также обеспечить безопасность и возможность противодействия несанкционированным полетам.
Предлагаемый комплекс решений включает обустройство наземной инфраструктуры мониторинга и контроля за беспилотными воздушными судами (БВС), которая позволит «выявлять нарушения путем сопоставления плановых данных о полете с фактическими и принимать меры при выявлении критических нарушений». Кроме того, в состав инфраструктуры входят средства противодействия и подавления противоправно применяемых беспилотников, в том числе дрон-перехватчик и устройства радиоэлектронной борьбы.
Информационные системы обеспечения полетов объединяют мониторинг воздушного пространства, управление движением БВС и предотвращение их столкновений, а также сервисы для пользователей, помогающие планировать и согласовывать полеты. Отдельный раздел посвящен решениям, предусматривающим взаимодействие с объектами войсковой противовоздушной обороны, а также с силовыми ведомствами (ФСБ, Росгвардия, МЧС, МВД) и коммерческими информационными системами.
Известно, что инфраструктура комплекса состоит из первичного радиолокатора (РОСК-1), дополненного оптическими и тепловизионными приборами и системами зависимого наблюдения. Средства навигации предусматривают позиционирование беспилотников через спутник ГЛОНАСС, а также обязательное оснащение беспилотников GSM-транспондерами с возможностью передачи информации через сотового оператора.
Отмечалось, что данное оборудование тестируется в Санкт-Петербурге с 2021 года, и, по данным Концерна ВКО «Алмаз-Антей», «доказала свою эффективность, что подтверждается положительным опытом эксплуатации, а также заинтересованностью местных властей расширением зоны действия системы».
Официально доступ беспилотников в единое воздушное пространство с сентября 2023 года обеспечивает СППИ Росавиации, созданная структурой Концерна ВКО «Алмаз-Антей», «Монитор ОФТ» и ГК по ОрВД.